Как подработать за рубежом

Вполне очевидно, что студенты, уезжающие за рубеж, как правило, могут учиться и жить без подработки. Многих студентов финансируют родители или родственники, которые тщательно продумывают и просчитывают все предстоящие расходы. Однако, студенты, которые решают подработать в свободное от учёбы время, гораздо больше выигрывают по сравнению со своими неработающими собратьями, ведь они смогут накопить опыт работы, расширить круг знакомств и «подтянуть» язык.
Хотим отметить сразу: ваш заработок на просторной зарубежной ниве не сможет покрыть всех ваших расходов, однако, затраты на проживание, питание и проезд вам удастся частично или полностью компенсировать. Заработанный вами фунт (доллар, евро) никогда не будет лишним! Сегодня оплачиваемая стажировка/работа студентов – привычное дело. Многие иностранные учебные заведения взяли эту программу на вооружение и охотно помогают своим студентам найти подработку после учёбы. Выбор не отличается особенной изысканностью и богатством: продавцы, курьеры, горничные в отеле, помощники, грузчики, посудомойщики. Может попасться и более престижная работа. Например, на стойке регистрации в гостинице. Или вам поручат так любимые за рубежом опросы общественного мнения. Но это только если вы достаточно хорошо знаете язык. Неплохо работать в баре и ресторане — там к зарплате прибавляются еще и чаевые. Или в гостинице — вам могут предложить бесплатное питание и проживание в ней же. Другой способ немного сократить расходы во время учёбы за границей — поработать на семью, в которой вы будете жить, или на учебное заведение, в котором вы будете учиться. Этот вариант более распространён: в хозяйском доме легче найти работу, скажем, посидеть с детьми, убраться, сходить в магазин и т.д. «Да, неплохо было бы подработать в свободное от занятий время, — скажете вы, — но как мне найти работу?».
Очень просто! Итак, предложения о работе для студентов можно найти:
1. В вашем учебном заведении.
Доска объявлений учебного заведения, как правило, пестрит различными вакансиями на работу на полставки и по выходным.
2. В центрах по трудоустройству.
Во многих учебных заведениях существуют собственные центры по трудоустройству, имеющие свои базы данных о вакансиях. Иногда с этой целью выпускается специальная газета. Службы по трудоустройству также предоставят вам подробную информацию, дадут советы по поиску вакансий и дальнейшего профессионального обучения, могут обрисовать перспективы получения работы после окончания учёбы, возможности получения разрешения на эту работу и прохождения производственной практики.
3. В местных газетах.
4. С помощью знакомых.
Как видите, иностранные студенты имеют много возможностей найти работу за рубежом. Однако надо иметь в виду следующее: вы не можете открыть собственное предприятие, быть профессиональным тренером или работать на полную ставку. За исключением средств, которые вы будете зарабатывать на должности, предоставленной вам самим университетом или колледжем, деньги, которые вы рассчитываете получать от работы на полставки или по выходным не могут служить основанием для получения визы. Вы должны доказать, что вы в состоянии покрыть расходы на обучение и проживание в данной стране без необходимости трудоустройства или помощи со стороны государства.
По словам специалистов, работающих в компании Students International, сегодня очень много российских студентов едет учиться в Австралию и Новую Зеландию, потому что качество полученного образования — высокое, но стоит оно намного ниже, чем в Европе.
Несомненным преимуществом Австралии и Новой Зеландии является то, что студенты имеют легальное право на работу. В Австралии студент может работать не больше 20-ти часов в неделю, а в Новой Зеландии – не более 15-ти часов. Во время каникул в обеих странах можно работать полный рабочий день. Правда, в Новой Зеландии вы сможете работать, если только учитесь по какой-либо программе высшего образования. Австралия в этом смысле выгоднее, так как в этой стране можно работать, даже если учишь язык. В Австралии многие учебные заведения предлагают программу «Учёба + Стажировка». В этой программе общий курс английского языка сочетается со стажировкой в зарубежной компании. Правда, не всегда работа оплачивается в рамках стажировки. Популярные области прохождения стажировки: бизнес, бухгалтерский учет и финансы, архитектура. В Австралии и Новой Зеландии есть учебные заведения, которые в своей программе включают обязательную практику трудоустройства. Это – The Hotel School InterContinental, Blue Mountains International Hotel Management School (Австралия), Pacific International Hotel Management School (Новая Зеландия).
Pacific International Hotel Management School — школа гостиничного менеджмента, которая готовит специалистов-менеджеров среднего звена. Know how этого учебного заведения состоит в том, что это — школа и отель одновременно: студенты живут в отеле, в котором сами же и работают! Таким образом, студенты попеременно находятся в роли постояльцев, менеджеров отделов размещения, обслуживания комнат, управления собственностью, рестораном и т.д., знакомятся со всеми службами и аспектами функционирования отеля.
Устраиваясь на работу в странах Океании, нужно также учитывать возрастные ограничения. Вас примут только в том случае, если вам уже исполнилось 16 лет. Что же касается оплаты труда, в Австралии наш брат-студент сможет заработать 8–15 австралийских (примерно 6–10 американских) долларов в час, а в Новой Зеландии – 10 новозеландских (примерно 7 американских) долларов. Итак, если вы всерьёз задумались над возможностью поехать за рубеж поучиться, поработать и отдохнуть, посмотреть страну, в первую очередь предлагаем обратить внимание на эти страны!
Что касается Великобритании, то благодаря недавним реформам, сегодня иностранным студентам в этой стране стало гораздо легче подрабатывать во время учёбы. Студент может работать после учёбы, по выходным или по профилю обучения. В таких учебных заведениях, как University of Brighton и Thames Valley University (Лондон) многие бакалаврские программы имеют в своем академическом плане как минимум 1 семестр оплачиваемой практики. В среднем неквалифицированный труд в Англии стоит 6–8 фунтов (примерно 11–15 американских долларов) в час. Работать можно не более 20-ти часов в неделю.
В Ирландии так же, как и в Великобритании, студенты и слушатели языковых курсов имеют право легально работать до 20 часов в неделю. Есть несколько возможных вариантов. Первый вариант предполагает квалифицированную, но не всегда оплачиваемую работу по специальности. Второй — работу неквалифицированную, но за которую вам заплатят (как правило, в магазинах, барах, ресторанах, на автозаправках и т.д.). Минимальный уровень зарплаты — около 6 евро в час, при желании и старании получается больше. Доход за неделю может колебаться от 200 евро до 700 евро. Кстати, подработать может любой студент, неважно по какой программе он учится в Ирландии. Университет Лимерик имеет собственную службу по трудоустройству (Career Service), с помощью которой как студенты, так и выпускники имеют шанс найти подходящую работу. Этот ВУЗ предлагает иностранным студентам так называемую Программу по содействию в трудоустройстве (Cooperative Programme). Университет имеет широкие связи с компаниями-работодателями (таких компаний около 700). Представители этих компаний ежегодно посещают ВУЗ, проводят ярмарки вакансий, благодаря чему более 2000 студентов в год после окончания этого учебного заведения трудоустраивается в Европе, Северной Америке и Азии.
Тринити-колледж, который является одним из самых известных учебных заведений Ирландии и который в мировом рейтинге стоит на уровне Оксбриджа, предлагает помощь в трудоустройстве своим студентам посредством студенческих клубов и союзов. Университет активно поддерживает существование и развитие таких студенческих организаций.
Не менее популярна среди российских студентов и в плане обучения, и в плане работы Канада, в которой труд иностранных студентов официально разрешен. Молодые люди, обучающиеся в этой стране, могут работать по одной из следующих схем. В первом случае вы имеет право работать после учёбы до 24-х часов в неделю, при условии, что вы учитесь по долгосрочной учебной программе, которая длится не меньше 6-ти месяцев. Работать вы сможете на территории кампуса того учебного заведения, в котором вы учитесь. В среднем оплата студенческого труда составляет 8–15 канадских (примерно 6–11 американских) долларов. Второй вариант – прохождение оплачиваемой практики при условии, что она включена в учебный план. Хотим отметить, что студент при этом получает около 1000 канадских (примерно 770 американских) долларов в месяц. Ну а уж если вы успешно грызли гранит науки в канадском ВУЗе или колледже и закончили его, тогда вы смело можете искать работу в Канаде, причем на полный рабочий день. Зарплата составит от 30-ти тысяч канадских долларов в год. Работать можно будет в течение 12-ти месяцев, но при этом учтите, что ваши поиски работы не должны затягиваться больше, чем на 90 дней после окончания учебного заведения! С трудоустройством выпускникам обычно помогают LaSalle College, Algonquin College и многие другие.
Статья предоставлена Консультационно-образовательным центром Students International
Электронная почта: info@studinter.ru

Система высшего образования Финляндии

Система высшего образования Финляндии представлена Университетами и Политехниками (институтами). И те и другие имеют как свои сильные, так и слабые стороны.
Университетское образование ориентировано на академические знания, в то время как обучение в Политехниках приближено к реальной жизни. Политехники дают диплом о высшем образовании и научную степень бакалавра или магистра.
Стоимость высшего образования в Финляндии

Высшее образование в Финляндии бесплатное, при чем не только для граждан Финляндии, но и для иностранцев.
Специальности в Миккели Политехник
Миккели Политехник предлагает абитуриентам выбор из 23 специальностей. К сожалению обучение по 20 специальностям ведется на финском языке, который мало кто знает в России.
К счастью для Россиян Миккели Политехник имеет широкий круг международных связей и специально для иностранных студентов предусмотрено обучение по трем специальностям на английском языке. Специальности, по которым ведется обучение на английском языке популярны как в Финляндии так и в России.
Специальности с обучением на английском языке

Менеджмент делового администрирования (бакалавр бизнес администрирования)

Программа на получение степени бакалавра в области Бизнес Администрирования — это Ваш выбор в пользу карьеры в международном бизнесе. Участвуя в программе, Вы получите необходимые знания и навыки в области маркетинга, управления персоналом, менеджмента и финансов. Обучение за рубежом значительно увеличит Ваш опыт международной деятельности.
Период обучения по программе составляет 3,5 года (140 финских учебных единиц (1 учебная единица соответствует 40 часам учебных занятий).По окончании программы студенты получают ученую степень бакалавра в области Делового Администрирования.
Возможная карьера:

Менеджер по маркетингу
Ассистент по маркетингу
Ассистент по экспорту
Менеджер по продажам
Финансовый менеджер
Менеджер по персоналу

Информационные технологии (бакалавр инженерного дела)

Программа на получение степени бакалавра в области Информационных Технологий — это возможность для тех, кто желает сделать карьеру в этой активно развивающейся области ведущих мировых технологий современности.
Участвуя в программе, Вы приобретете знания и навыки в таких областях как:
Телекоммуникации
Информационные системы
Медиа — технологии

Образование за рубежом поможет Вам достичь международного признания в данной области.
Период обучения по программе составляет 4 года (160 финских учебных единиц (1 учебная единица соответствует 40 часам учебных занятий).
По окончании программы студенты получают ученую степень бакалавра в области инженерного дела.
Обучение по программе бакалавра в области Информационных Технологий осуществляется по двум направлениям:
Медиа — технологии
Телекоммуникации

Возможности карьеры в области медиа — технологий:

Инженер в области IT
Специалист по WEB технологиям
Специалист по WAP технологиям
Специалист по медиа — технологиям
Системный администратор

Возможная карьера в области телекоммуникаций:

Разработчик программного обеспечения
Системный администратор
Менеджер сетей
Инженер — электронщик
Инженер в сфере коммуникаций
Специалист по интернет протоколам

Поступление в Миккели Политехник

Поступление в Миккели Политехник для иностранных студентов осуществляется без экзаменов, по конкурсу аттестатов, приезжать для этого в Финляндию не нужно.
Поступление в Миккели Политехник возможно два раза в году:
Поступление весной — начало учебы в конце августа (подача документов до 1 апреля);
Поступление осенью — начало учебы в январе (подача документов до 1 сентября).

Все абитуриенты, за исключением выпускников финских школ, должны, помимо заполненной анкеты, предоставить следующие документы:
Копию аттестата о среднем образовании. Если аттестат составлен на русском языке, то необходим заверенный перевод на финский или английский язык
Результаты теста на знание английского языка (языковой тест TOEFL или IELTS)
Эссе на английском языке, рассказывающее почему студент выбрал именно Миккели Политехник (объём 7-10 предложений)
Рассказ о хобби и интересах студента на английском языке (7-10 предложений)
Объяснение почему студент выбрал именно эту специальность и где впервые о ней узнал (3-5 предложений на английском языке)

Абитуриенты, которые не успевают получить аттестат до указанного срока, могут предоставить справку из учебного заведения и выписку из личного дела учащегося, и предоставить аттестат не позднее 2-ого июля.
Абитуриенты, заинтересованные в поступлении на программу Информационные Технологии, должны также приложить к анкете заранее выполненные предварительные тесты. Тесты включают основные вопросы по математике и физике. Ответы должны быть написаны собственноручно и заверены личной подписью абитуриента. Форма теста высылается агентством, организующим набор на программу на территории России и СНГ.
После поступления кандидат (уже студент) должен получить студенческую визу. С порядком оформления студенческой визы Вы можете ознакомиться здесь.
Перевод из другого вуза и второе высшее образование

Перевод из российского вуза невозможен, так как могут быть существенные несовпадения в программе. Поступление возможно только на первый курс. Однако, после поступления, можно перезачесть часть дисциплин, изученных ранее в другом вузе. В Политехнике Миккели перезачитывают максимально возможное число кредитов и продолжительность обучения сокращается. Абитуриенты желающие получить второе высшее образование также поступают на первый курс и перезачитывают часть изученных ранее предметов.
Проживание в Финляндии

Студенческие общежития района Миккели, предоставляют в аренду квартиры студентам, приезжающим на учебу по обмену или для обучения на степень бакалавра, а также и финским студентам. Все иностранные студенты традиционно размещаются на Равирадантие, длинной улице, ведущей к ипподрому Миккели. Это совсем недалеко от центра города и от Политехнического института Миккели. Теплая дружественная атмосфера на Равирадантие естественно гармонирует со студенческой жизнью в Миккели.
Уровень цен на аренду жилья отличается в зависимости от типа и размера квартиры. Самая низкая арендная плата, приблизительно 190 евро в месяц взимается за квартиру, в которой проживает одновременно три человека. Квартира с мебелью на двоих обойдется примерно в 200-250 евро в месяц, а проживание в однокомнатной меблированной квартире обойдется примерно в 300 евро в месяц. В стоимость аренды включены услуги Интернета, водоснабжение, сауна и плата за пользование прачечной. Кроме сауны и прачечной имеются также общие комнаты для свободного времени.
Аренда жилья в частном секторе от 80 евро в месяц. Объявления о сдающемся жилье в частном секторе вывешены на доске объявлений Политехника.
Работа во время учебы

Иностранным студентам разрешается работать не более 20 часов в неделю в учебное время и неограниченное время во время каникул. Возможен поиск работы, связанный с будущей специальностью. Политехник приветствует работу во время учёбы, но не помогает с поиском рабочих мест. Студент может рассчитывать на зарплату около 10 евро в час. Без знания финского языка найти работу непросто, поэтому студенты должны рассчитывать на помощь родителей в первый год обучения. При наличии вида на жительство никакого специального разрешения на работу не требуется.
Практически все студенты со второго курса обеспечивают себя самостоятельно.
Каникулы

В общей сложности у студентов Политехника более 4х месяцев каникул. 2,5 месяца летом, 3 недели на рождество, на пасху, осенние каникулы. График каникул гибкий и каждый год они начинаются и заканчиваются в разные даты.
Образование за пределами Финляндии

Каждый студент Миккели Политехник обязан год или полгода (по выбору) провести в одном из 200 партнёрских вузов Политехника за пределами Финляндии. Политехник сотрудничает с вузами Европы, России, США, Канады, Австралии, Азии.
Перспективы

Политехник имеет «службу карьеры», которая помогает выпускникам с поиском работы после окончания вуза. Трудоустройство возможно в любой стране мира, но Политехник не ищет выпускникам рабочие места, а помогает в их поиске, готовит резюме, к собеседованиям, организует встречи с работодателями.
Финские фирмы охотно приглашают выпускников — носителей русского языка, потому что большинство стабильных финских фирм, так или иначе, связанны с совместными проектами с Россией, а русский язык сложен для изучения финнами. Если у выпускника вуза есть рабочее место по специальности, то финская миграционная служба обычно не препятствует дальнейшему продлению вида на жительство для любого специалиста.
Привилегии

Все студенты имеют 50 % скидку на оплату транспорта, бесплатно используют Интернет и компьютеры в Политехнике, бесплатно пользуются библиотекой, пользуются студенческой столовой и современным бассейном Политехника.
Отзывы и ответы на некоторые вопросы студентов Финляндии, обучающихся в разных вузах
Q: Довольны ли вы качеством и организацией обучения? Чем принципиально отличается организация обучения в Финляндии и в России?
A: «Вообще в Финляндии очень высокий уровень образования, который признается во всей Европе. Если владеете английским языком, то не будет никаких бытовых проблем и с учебой тоже. Тут его почти все знают.»
B: «В целом уровень преподавания ниже, чем в России. Естественно, есть и учителя от природы, ведут отлично, но некоторые преподают халатно, просто отбывая часы за зарплату. Организация учебного процесса так себе. Для финнов очень большой проблемой являются всякие нестандартные ситуации. Придумать что-нибудь на лету не бывает. Просто зависают.
Хорошая сторона — это лаборатории, библиотеки и компьютерный парк. Денег не жалеют!
Вывод: если умеете самостоятельно учиться, пользоваться документацией и аппаратурой — у вас все получится.»
C: «Что касается меня, то учебой я доволен. Занятия очень интересные, доступные и внимательно относятся к студентам. Здесь не мучают глупыми изводящими сессиями, преподавателям совершенно не интересно «срубить с тебя денежку». Наоборот, всегда рады помочь. Никто никуда не торопиться, изучение предметов можешь делать в любом порядке, в любом количестве. Есть ограничение — закончить за 5 лет.»
Q: Насколько реально обеспечивать себя самостоятельно во время учёбы и найти работу с финским дипломом по окончании обучения?
A: «Я сейчас работаю летом полный рабочий день, во время учебного года не полный рабочий день работаю. Зарабатываю прилично, финансово независим от родителей, еду путешествовать по Европе. Такого в России я бы не смог себе позволить. Насчет финского диплома: чтобы наши не говорили о котировании наших дипломов, на западе признается куда больше финский диплом. Потому что у тебя будет диплом европейского типа: бакалавр или магистр. В России такая система только развивается!
К тому же людям известно, как в России легко купить диплом университета за 300 долларов, даже ни разу там не появившись…
В Nokia реальней попасть на постоянную работу, но не на летнюю или part-time!
B: «Если время умеешь планировать – сможешь спокойно и работать и учиться. В принципе, на занятия можно вообще не ходить (исключение — некоторые практические), только экзамены и отчеты сдавай, да и все. Только с английским языком программистом еще можно устроиться в какую-нибудь контору (работать можно будет официально 20 часов в неделю, так как студент). Ну, или что-то подобное. Реальней в Nokia попасть, чем уборщицей. Я серьезно.»
C: «Работа параллельно с учебой – это очень трудно, больше полугода не протянуть. Я имею ввиду нормальную учебу. На занятиях совершенно не загружают, а когда ты учиться собрался? Вся основная учеба как раз происходит в библиотеке или дома, после или вместо бессмысленных уроков. С голым дипломом, без реальных знаний, попасть куда-либо очень трудно.»
Автор статьи Дмитрий Сапожников
inter2006@mail.ru

Учеба за рубежом

США

В США к концу XIX века сформировалась довольно стройная система образования. Уже в самой своей сути она отлична от привычной нам формы российского обучения. С пяти лет юные американцы становятся учениками. Именно в этом возрасте малыш впервые переступает порог начальной школы (Elementary School).

Здесь он будет учиться дольше всего — с нулевого по пятый класс.
Иногда нулевку называют kindergarten — детский сад. Но это вовсе не детский сад в привычном для нас понимании. Жесткое расписание занятий — уроки длятся до шести часов в день. Правда, домашних заданий здесь не задают. С самого юного возраста ребенка приучают к жизни в школьном коллективе и к методам занятий, которые будут сопутствовать ему на протяжении всех двенадцати лет обучения. Например, на уроке, посвященном истории штата, вполне может появиться такая тема: «Мой папа — полицейский (священник, врач, пожарник)». Профессия может быть любой. Главное, что малыш готовится к рассказу как к большому докладу. Иногда в класс приходят родители и рассказывают о своей работе. Эти встречи бывают очень увлекательными, особенно если профессия у родителей редкая и опасная. Можно наблюдать, как в пожарной части среди расчетов в самый пиковый момент экстренных вызовов бродит, разинув рот, стайка детей от пяти до шести лет в сопровождении взрослого пожарного и с увлечением наблюдает, как взрослые дяди и тети носятся, торопясь устроиться в больших машинах и уехать на вызов.
В начальной школе у ребят один учитель. Он ведет все занятия. С чем вы можете столкнуться на этом этапе? С тем, что характерной чертой американской школы является деление ребятишек по способностям. С самого начала малышам дают тест. И в дальнейшем тест станет главным критерием успеха вашего ребенка. С момента определения личного IQ ребенка обучение станет раздельным. С талантливыми детьми занятия будут очень насыщенные, нацеленные на глубокие разносторонние знания. Их начнут готовить в интеллектуальную элиту страны. Со среднеспособными заниматься будут добросовестно, но чуть в меньшем объеме. Этих детей сразу ориентируют на технические специальности. Занятия с неспособными ребятами ставят свей задачей адаптировать их к миру новых технологий в узко-бытовом смысле, дать им общие знания, навыки чтения, письма. Очень хорошо поставлено в этих классах трудовое воспитание. В будущем таких ребятишек ждет мир рабочих профессий.
Обучение в средней школе (middle school) — самое короткое: с шестого по восьмой класс. Эти три года будут заполнены, пожалуй, самой трудной работой. Для групп А и Б наступит пора завоевывать право на обучение в старшей школе. В это невозможно поверить, но в такой огромной стране, как США, нет обязательной единой государственной программы для школ — в каждом штате она своя, а значит, план занятий составляют, исходя их интересов конкретного учебного заведения. Каждый школьный округ разрабатывает свою программу. И, хотя разнообразие предметов изумляет, учиться в средней школе США все же легче, чем в российской.
Из удивительных предметов, которых нет в наших школах, хочется рассказать о «научных открытиях». Да-да! В рамках отдельных дисциплин ребятам дают задание на дом: сделать открытие. Хорошенькое задание, ничего не скажешь. Оно обычно длится год, но в конце года ты должен перед классом рассказать о своем открытии или изобретении и научно обосновать его. Бывают поистине потрясающие изобретения. Тринадцатилетний мальчик Джон из Нью-Джерси очень мучился от того, что никак не мог ничего изобрести. Его отец посоветовал ему понаблюдать за пылесосом. Результат превзошел все ожидания. В конце года Джон торжественно демонстрировал уникальную машину для сбора собачьих экскрементов на улицах, а заодно для сбора сухих листьев, причем на-гора машина выдавала аккуратные кубики компоста для удобрений. Возможно, идея не нова и не блещет высокой культурой, но ведь подросток сам додумался до переустройства обычного пылесоса. Изобретения юных американцев бывают очень разными, главное, что дети учатся мыслить.
И, наконец, последний этап обучения вашего чада — высшая школа (High School). Тут учатся с девятого по двенадцатый класс — четыре года. В Америке начальные, средние и старшие школы никак друг с другом не соприкасаются, они находятся даже в разных зданиях. Разумеется, и педагоги в них совсем разные. В подборе нового класса внутри детского коллектива идет сознательная перетасовка ребят. Америка — демократическая страна, и очень важно, чтобы с детства дети учились быть лояльными в расовых и других вопросах.
Несколько слов о всемогущей силе теста. Вся жизнь юного американца нацелена на успешную сдачу теста. Любого. Сначала самого первого, школьного теста… а дальше… В каждом штате есть свой образовательный совет, который помимо всего прочего разрабатывает также тесты для проверки знаний школьников и студентов. Тестирование проходит по каждому из основных предметов. Английская литература, английский язык, французский, немецкий… философия, математика, физика, химия, астрономия, история… Ежегодно тестируют всех школьников начиная с третьего класса. Именно поэтому весь процесс обучения построен так, чтобы к концу года «поднатаскать» ученика на тесты. Мы не можем решать, хорошо это или плохо. Мы просто рассказываем, что ждет вашего ребенка в американской школе. Слишком многое зависит в дальнейшей жизни американца от однажды удачно заполненного теста.
Германия

Ну, а как обстоят дела со школьным обучением в Германии? Рассказывает Андрей Г. , отец близнецов школьного возраста, живущих в небольшом городке Нойсе в Западной Германии. Его мальчики пошли в муниципальную начальную школу с семи лет. Предварительно с ними провели собеседование. По результатам этой беседы учитель сообщил Андрею, что его сыновья зачисляются в сильный класс.
Дело в том, что в начальной школе (с первого по четвертый класс) существует и слабый класс. Причем названия у этих двух классов весьма лояльные: гуманитарии (продвинутые ребята) и технари (средние и слабые).
Учебный процесс в общих чертах построен так же, как в остальных европейских школах: с первого по третий класс внимание уделяется родному языку, чтению, письму. Чрезвычайно много занятий на свежем воздухе. Так как городок ведет историю с XIII века, то учебный план включает в себя огромное число экскурсий. Необычным для Андрея стал такой предмет, как музыка. Из советского детства он вынес смутные воспоминания о пении хором патриотических песен. В начальной школе в Германии эти музыкальные занятия построены совсем иначе. В продвинутом классе уроки музыки напоминают уроки сольфеджио. Ребята учатся читать ноты, петь с листа. Со второго класса ребенок выбирает себе какой-либо инструмент. Один сын Андрея выбрал флейту, другой — скрипку. Иногда учитель сам рекомендует родителям купить для ребенка тот или иной инструмент. Со второго класса занятия проводятся как в группах (ребята слушают диски, разбирают произведения, учатся узнавать инструменты симфонического оркестра, пишут самые настоящие музыкальные диктанты), так и индивидуально (здесь юные ученики пытаются «приручить» выбранные ими инструменты).
После четвертого класса детям Андрея дали рекомендацию продолжить обучение в гимназии. Что такое немецкая гимназия? Обучение здесь длится с пятого по тринадцатый класс. Уже с седьмого класса гимназисты могут выбирать определенную специализацию и адресно готовятся к поступлению в вуз.
В гимназии основной упор делается на самоподготовку учащихся. Андрей рассказывает: «Никто не требует от моих сыновей немедленного выполнения домашнего задания. Но если они чего-то не успели сделать, учитель, а значит, и весь класс, их ждать не будет». Столь привычные в российских школах дополнительные занятия начисто отсутствуют.
Какие необычные предметы здесь? Андрей улыбается: «Философия». С пятого класса читают курс философии в общем объеме. И с пятого же класса ребята выбирают дополнительные языки. Либо это живой французский (английский они учат уже с третьего класса), либо «мертвая» латынь, которую и выбрали близнецы Андрея. В конце рассказа о перипетиях школьной жизни своих детей Андрей засмеялся: «Учиться в Германии одно удовольствие! Школьное существование моих гимназистов скорее напоминают игру «Праздник каждый день».
Британия

О том, как проходит обучение в британских школах, кажется, наши читатели знают все. Остановимся только на перечне предметов, которые могут удивить и даже привести в замешательство российских школьников и родителей.
Напомним, что все без исключения британские школы должны придерживаться единой программы, будь то элитный частный пансион или простая государственная школа. В средней школе ребята изучают вполне привычные английский и математику, географию и историю, естественные науки. Плюс информатика и технологии. Последний предмет довольно сложен, в него входят основы технологий разных производств, элементы материаловедения и даже… сопромата, от которого традиционно стонут наши студенты-технари. Непривычным может показаться и предмет «Религиоведение и социология» Особенность британских школ в том, что там большое внимание уделяется эстетическому и физическому воспитанию. Сценическое мастерство, рисование и живопись, творческое письмо, музыка, танец, дизайн… А уж спорт для англичан — дело святое, им начинают заниматься с самого раннего возраста. Преподают эти предметы серьезно, вовсе не так, как ниши рисование, музыку и физкультуру, которые в российских школах по сей день считаются предметами третьестепенными. Кроме того, здесь изучают основы бизнеса и предпринимательства, а также на выбор иностранные языки. Любые из этих предметов выпускники могут избрать для сдачи выпускного экзамена GCSE.
По материалам Обучение.Ру
Самое интересное начинается в старшей школе, где ученики готовятся к экзамену A-Level (в 17-18 лет). Напомним, что это не только выпускной, но и вступительный экзамен, поэтому выбираются профильные дисциплины будущей специальности. Здесь школам предоставляется некоторая свобода: одни предлагают большее, другие меньшее число предметов. В число дисциплин могут входить геология, педагогика, дизайн, иностранные языки (включая латынь и греческий), бизнес, даже фотодело или домоводство. Чем предметов больше, тем школа считается лучше.

Отзывы по волонтерским программам

Анастасия Масленникова (06.09.1978)
Сицилия, Италия 16.08.1999 — 30.08.1999

Мне понравилась работа. Очень красивый вид. Мне не понравилась еда. Отвратительная. Мне не понравилось местное население. Слишком шумные, назойливые, пьют вино вместо воды, не джентльмены. Мне понравилась Сицилия. Очень красивые виды. Море чистейшее. Группа подобралась хорошая веселая. Очень дорогая жизнь (билеты и т.д.). Вообще классно.

Student card в Италии не действует.

Черкасова Кристина (04.03.1978)
Сицилия, Италия, 16.08.1999 — 30.08.1999

По-английски в Италии никто не говорит.

Итальянская кухня — гадость редкая.
Тирренское море — лучшее море в мире, самое чистое, теплое….
Горы — волшебные.
Погода была очень хорошая, а когда мы уезжали, похолодало.
В Италии все дорого (сувениры, железнодорожные билеты, еда, одежда)
Условия в лагере были вполне приемлемые, а компания и того лучше.
В Риме есть хороший, недорогой и очень забавный ресторан — CAPRICHIOZA. А ресторан у Пантеона дорогой и плохой.
Сувениры надо покупать в Риме, на Сицилии купить нечего.
Пьют итальянцы много, а вино — так себе.
Итальянцы люди странные, шумные, навязчивые и все поют. Игре в карты — необучаемы.

Извекова Елизавета (03.01.1980)
Италия 16.08.1999 — 31.08.1999

Лагерь находился в удивительно красивом месте рядом с морем, в непосредственной близости от памятников архитектуры. Атмосфера в лагере царила дружелюбная. Работа была не тяжелая. Мы имели много свободного времени, ездили по музеям, ходили на пляж. Я увидела много интересного и приобрела много друзей.

Токарев Алексей (04.07.1980)
Peyrolles, Франция 08.08.1999

Очень долго и упорно, меняя самолеты, поезда и автобусы, добирался до Канн, где меня встретили улыбчивые и рэкающие французы. После встречи «первого» русского человека они повезли меня остальными интернациональными участниками программы в лагерь, по высоким-высоким, но страшно красивым горам. Лагерь состоял из трех больших палаток (М, Ж и кухня), а также, в соседнем строении обычные душ, кабины и туалеты. Состоялся торжественный ужин знакомств; на нем я понял, что языковой барьер очень высок и только несколько человек говорит по-английски, но как я в 4 классе. Проснулся от жуткого холода, хотя взял, после долгих уговоров, спальник.

Время было 6.00 и на весь лагерь орал магнитофон (и так 5 дней в неделю, примерно одна и та же песня; смотрели «День сурка»?). Потом позавтракали и поехали на работу.

Церковь, которую мы перестраивали, находилась тоже в горах, на которые приходилось подниматься 25 минут. Французы понимают, что работа не волк и устраивают перекуры и вторые завтраки. Кормили довольно вкусно и сытно, лично я оторвался на самых различных сырах. Готовили по очереди. Постоянно ездили в различные города, бары, занимались спортом (рафтинг, скалолазанье). Правда, в конце недели мне осточертели мои иностранные друзья, но не все (какое-то предвзятое отношение к русскому человеку). Но прощальный вечер прошел отлично и теперь у меня есть куча разных адресов. Однажды, когда мы вернулись в лагерь, я не обнаружил своего любимого плейера с еще более любимым CD и моих друзей французских арабов.

Позже, когда я убедил французских французов, в том, что мою музыку не потерял, они купили мне новый плейер (какая культурность и кристальная четность!).

Вообще, все было очень весело и вкусно, и отдыха больше, чем работы.

Зайцев Павел (25.03.1981)
Bod Langensalza, Германия, 19.07.1999 — 06.08.1999

Этим летом я ездил в волонтерские лагеря в Германии. Первый — в Крауле (близ Бадлангензальца), второй — Хильберсдорфе. Прежде всего, я купил карту Германии и на ней наметил маршрут поездки. Я доехал из Москвы до Касселя, затем поездом до Айзенаха и автобусом до Краулы. Работа — красили таблички вдоль лесной дороги, убирали старый забор в парке и т.д. После обеда нас возили на экскурсии в близлежащие города (Айзенах, Эрфурт, Веймар). Вечером, после экскурсий, играли в футбол, настольный теннис, жгли костры, смотрели телевизор, жарили барбекю или сосиски. Еду для нас готовили повара. Всегда было вкусно, практически каждый день фрукты. В комнате, где мы жили, были 3-4 двухъярусные кровати (6-8 человек). Отношения между волонтерами доброжелательные. В лагере было 26 человек от 16 до 22 лет.

Второй лагерь похож на первый. Строили беседку и работали в саду. Количество волонтеров 16 человек.

Пожелания для тех, кто поедет в Германию

Очень желательно знать немецкий, так как в маленьких городах не говорят по-английски.
Визу делать на два дня раньше открытия лагеря и на два дня позже.
Учесть транспорт внутри Германии, и брать деньги с запасом.
Москва — Кассель — 170DM

1 лагерь — 2 лагерь (500 км) — 100DM

Дрезден -Москва 145DM + бронь 40DM.

У меня было 650DM — но это в обрез. Я советую брать 750-800DM (если в два лагеря). А вообще все было здорово!

Влад
Япония, август 2001

Привет, У меня сейчас много свободного времени, т.к. сейчас мой 4ый проект, сегодня выходной и все поехали смотреть Токио, а я остался здесь (дома) и решил написать подробный отчет о своем пребывании в Японии одновременно родителям и друзьям.

Интернет тут стоит дорого, но есть возможности набить письмо, сохранить на дискете и затем послать. (В Токио я не поехал вместе со всеми, т.к. мой предыдущий проект был в Токио, и мы каждый день после 6 часов гуляли в центре. К тому же, я поеду в Токио после этого проекта на 6 дней и после последнего проекта на 11 дней).

Так что сейчас сижу, слушая Земфиру и думаю что бы такое написать…

Ладно, это не очень интересно…

Итак, как только я приехал в Токио, (за 4 дня до начала моей 1ой работы), я был в шоке — не знал куда идти, как идти и т. д. Самый дешевый автобус до ближайшей станции метро был где-то 50 баксов, но подумал и решил все-таки спросить на ломаном японском языке и мне объяснили как добраться дешевле, 2 ночи я спал на улице, вообще-то 1 ночь совсем не спал — гулял по городу, а затем нашел самую дешевую ночлежку и переночевал. Жара была неимоверная — 77 градусов.

Итак, мой проект был в Хоккайдо, на севере Японии, там я работал около 2-х недель. Работа была довольно-таки тяжелая — на ферме: доили коров, вычищали навоз, строили забор для овец и т.д.

Жили и работали вместе с небольшой общиной — людьми, уставшими от городской жизни, умственно отсталыми. Основная идея этого общества – здоровый образ жизни, т.е. они выращивают еду без химикалий — имеют свою скотину, овощи, чистую воду и т.д.

Было очень интересно с ними пообщаться ,они также ратуют за примитивизм во всем -в одежде, в том, что они выбирают, носят, смотрят, едят и т. д.

Их действительно заботит и беспокоит ситуация в мире, особенно, что касается природных ресурсов — вырубки деревьев, эксплуатации рабочей силы, вред технического прогресса, то, что люди покидают деревню и живут в больших городах и т. д. Общины, подобные им существуют по всей Японии. И они планируют, разумеется, не без спонсорской поддержки, расширить поле деятельности и на другие страны.

Кроме меня из иностранцев там работали девушка из Канады (так что, немного попрактиковал французский), парень из Дании, 2 девушки из Кореи (которые не говорили ни по-японски, ни по-английски) и девушка из Словении, которая уже год живет в Японии и отлично говорит по-японски. Несмотря на тяжелую работу, мне там очень понравилось, познакомился с интересными людьми, получил кучу впечатлений, и вообще было классно заняться физическим трудом после бесконечных курсов и Бауманского.

Мой 2-ой проект был в месте, которое называется Такане.

Как я узнал, что билет от моего 1-го проекта до 2-го (не важно на поезде или на самолете стоит 400 баксов – мне стало нехорошо, но к счастью мне объяснили, как можно добраться дешевле — на поезде, автобусе, снова на поезде, затем 3 дня на пароходе, затем опять на автобусе, на автобусе- так что я опоздал на 1 день намой следующий проект, но меня поняли и простили.

Работа была интересная и не трудная( но было очень жарко- одинраз даже 39 градусов). Работа заключалась в подготовке к Фестивалю Огня ( я не знаю как еще можно перевести его название). Мы рубили дрова, устанавливали флаги и во время самого фестиваля вносили огромного дракона на сцену перед 30-тысячной аудиторией ( наше фото напечатали даже в газете). Кроме меня из иностранцев там работали 2 турков ( один, из которых меня очень раздражал, а со вторым сдружились), 2 девушки из Кореи, с одной из которых мы сдружились впоследствии( совпадение), работали вместе и в следующем проекте. Когда мы ругались ( в шутку), она со мной разговаривала по-корейски, а я с ней по-русски, и что самое интересное, мы друг друга понимали. На самом деле вот уде 2 месяца, как я не говорю по-русски, так что довольно-таки непривычно сейча списать, как-то коряво получается…

Так вот, пока, честно говоря, это мой самый любимый проект

Надя из Новосибирска
Словакия, 2002

Правда сейчас, по прошествии полугода, какие-то мелкие подробности выпали из памяти, но общее ощущение праздника осталось!!!!

Было здорово! Собрался народ 10 стран мира. Несмотря на то, что Россия географически находится совсем рядом, я и Миша из Екатеринбурга были первыми русскими в лагере (который организовывался уже в 4-й раз)

Подъезжая в назначенный час к небольшой деревне, я увидела развалины замка, который нам предстояло реконструировать.

Братья-словаки горячо обнимали всех прибывающих и целовали как на Пасху 3 раза. Работать (по 8 часов в день) начали через день после приезда, а чтобы мы не перетрудились, была предусмотрена большая культурная программа. Осуществить ее не удалось — помешало наводнение, поэтому мы посетили всего 1 замок.

Пока погода была хорошая, мы работали и купались в местной горной речке. Занятие весьма увлекательное, течение было сильным, поэтому заходить и выходить из речки было очень сложно — гораздо легче было плыть по течению, приобретая синяки на коленках от ударов о камни в неглубоких местах.

Словаки кричали нам, чтобы мы не увлекались, иначе можно было очень быстро оказаться в Польше. Европейцам все равно, а вот у нас (русских) были визы на один въезд, поэтому мы опасались польской границы.

Потом погода резко испортилась и начался потоп. Работать стали меньше, поскольку дождь лил как из ведра. Т. к. дождь смыл нашу культурную программу, мы устроили ее сами, путешествуя в крупные города вблизи нашего bloody Plavec’а (так мы его прозвали).

Испанцы плакали вместе с дождем, лившим неделю. Один из них , живший на Канарских островах рассказывал, что дождь был для него в диковинку, и он помнит всего 1 раз , когда в детстве пошел дождь и дети выбежали на улицу играть и прыгать по лужам. Вечерами мы собирались в спортзале школы, в которой нас разместили и пели песни под гитару. Больше всего народу понравился «Чайф», никто, кроме полячки не мог выговорить слова «никто не услыши-и-т», зато «ой-о-о-о» пели все.

Однажды вечером решили устроить национальную кухню. Французы, гражданка Канады пообещали накормить всех таинственными French Cakes, а мы с Мишей — блинами. Но сковорода была одна, а времени мало, поэтому мы пришли на кухню раньше и увидели, что French Cakes — вылитые блины, только комом, т. к. сковорода (по словам поваров) была не новая. Они хотели купить новую, но Миша все устроил, натерев старую солью. Совместными усилиями мы накормили голодные массы.

Запомнилась, конечно, не работа (как-то я потеряла полячку, которая сидела и кушала печенье за кустами, приглашавшую присоединиться), а общение с новыми людьми. В Словакию и словаков я влюбилась с первого раза. Природа там замечательная, а люди еще лучше. Равно как и все остальные, приехавшие из разных стран. Я счастлива, что волонтерство предоставило мне возможность общения и приобщения к прекрасному!!!

Пожалуй, стоит объехать мир (попутно занимаясь общественно-полезным трудом и принося людям счастье), чтобы узнать что эти самые люди живут и думают о проблемах, волнующих тебя, что «в Персии такие точно куры, как у нас в соломенной Рязани». В общем, сейчас меня замучит лирика, поэтому рассказ свой я заканчиваю. Не знаю, что именно нужно было написать, но эмоции били ключом!!!

Волонтерские программы в Германии, Франции, Польше, Бельгия, Мексика, Япония

Вот на какие страны Вы можете рассчитывать:

Германия
Франция
Польша
Бельгия
Мексика
Япония

Германия
В Германии, возле города Штуттгарт волонтеры будут помогать в организации детского лагеря для 200 немецких детишек 9-15 лет. Члены волонтерской команды должны будут организовывать самые разные развлекательные мероприятия с «киндерами» и не давать им скучать в течение дня. Тем же, кого такая перспектива не воодушевляет, будет предоставлена на выбор деятельность в различных мастерских лагеря: в пекарне, у портного, в художественной студии, в кузнице, в игровых автоматах и т.д. и т.д. Как видите, недостатка в выборе нет.

Жить волонтеры будут в хостеле. Хостел — это почти то же, что и общежитие, но на более продвинутом уровне, т.е. без тараканов, но с библиотекой, прачечной и даже доступом в Интернет. Поскольку проект рассчитан на взрослых самостоятельных людей, обслуживающий персонал не предусмотрен. Это значит, что готовить, убирать за собой и ходить за продуктами вам придется самостоятельно. Поэтому запаситесь разнообразными оригинальными рецептами национальной кухни: у вас будет случай реализовать свои скрытые кулинарные способности. При этом, чтобы дать вам отдохнуть от гастрономических изысков друг друга, по выходным в лагере будет действовать ресторан.

Теперь о расположении лагеря. Все будет происходить в Гоппингене — ма-а-аленьком городке возле «Швабских Альп», но в то же время в 50 км. от Штуттгарта (20 минут на поезде). Несмотря на размеры городка, в нем есть большие общественные бассейны, а так же старинные замки и музеи. Живописные окрестности располагают к романтическим прогулкам пешком.

Чтобы участвовать в этом проекте, вам должно быть не менее 18 лет, вы должны лояльно относиться к детям и хотя бы немного говорить по-немецки.

Для любителей старины предлагается другой проект: работа в старинном замке в деревушке Шмарсов. Замок был построен в 16-м веке в стиле барокко и ренессанс. Веков прошло немало, так что подоспела необходимость этот замок реставрировать. Ваша задача будет заключаться в проведении реставрационно-отделочных работ в одной из комнат старинного здания. Комната довольно большая — 50 кв. метров, и отделана она мрамором. Цель работы в том, чтобы привести комнату в соответствие с ее историческим обликом. Командой волонтеров будет руководить профессиональный реставратор. В дальнейшем у вас будет возможность работать в других комнатах или вокруг строения. Фишка же заключается в том, что жить вы будете в том же замке (но, конечно, в жилой комнате). Так что простор для фантазии и романтики бесконечен.

Что представляет из себя Шмарсов? Это маленькая деревушка недалеко от города Деммин. Деммин — это средневековый город, в котором три реки стекаются в одно русло. Здания в городе сохраняют свой средневековый облик, так что непередаваемый исторический колорит вам обеспечен. Ландшафты в этой местности великолепные, что подразумевает длительные прогулки пешком и на велосипедах (велосипеды предоставляются). В 3 км. от Шмарсова протекает река Толленс, где волонтеры смогут купаться и плавать на лодках. Но не обязательно все время сидеть в речке. Для вас будут организовываться экскурсии в большие города, а так же встречи с местной молодежью, которая расскажет вам о своем житье-бытье.

Для умников и умниц: проект. связанный с историей Германии. Здесь вам придется не веточки подбирать, а переводить исторические документы, связанные с разными интересными местами и зданиями в окрестностях деревушек Химмельфорт и Фестенберг. Для участия в проекте вам очень пригодится сносное знание немецкого языка. Но книжными червяками вам быть не более 3 часов в день. Остальное время вы можете либо гулять в теплой компании ваших коллег по лесам и озерам, расположенным в окрестностях, либо съездить на поезде в славный город Берлин, который находиться в 70 км. от места действия. Развлекательные мероприятия в Берлине входят в программу.

Франция
Проект для любителей живой природы имеет место на юге Франции, недалеко от Авиньона, в международном общественном центре Домейн де Мейн. Эта организация развивают свою деятельность в трех направлениях: социальная работа, защита окружающей среды и современное искусство. 130 гектаров, на которых расположился Домейн де Мейн, сплошь покрыты полями и разнообразной средиземноморской растительностью. Вот с этой растительностью вам и придется иметь дело, т.е. обрезать деревья, подбирать веточки, подметать садовые дорожки, помогать в ландшафтно-восстановительных работах и даже заниматься художественной стрижкой кустиков. Жить и получать удовольствие от непрерывного общения с природой вы будете на свежем воздухе, в простых деревянных коттеджах. Во время же, свободное от художественной стрижки, вы сможете пообщаться с местной молодежью, сходить на дискотеки, поездить по окрестным городам, в общем, вести полноценную светскую жизнь.

Польша
Если вы увлекаетесь польским языком и вообще интересуетесь жизнью в Европе, вас привлечет проект, организованный в городе Лодзь силами местного муниципалитета и крупнейшей польской газеты «Gazeta Wyborcza». Главная идея проекта — дать возможность польской молодежи пообщаться со своими сверстниками со всего мира и вовлечь молодых людей в мероприятия, жизненно важные для местного сообщества в рамках программы «Волшебные места Лодзи». Например, в течение первой недели, волонтеры будут наводить порядок в ботаническом саду, среди цветов и уникальных растений. Вторую неделю можно будет провести на кладбище — не пугайтесь — это очень красивое место, которое дорого всем горожанам. Здесь вам придется всего лишь подбирать веточки и подметать дорожки. Работа займет у вас не более 5 часов в день, остальное время можно побродить по Лодзи, по его узким петляющим улочкам, знаменитым пабам, ресторанам, музеям, дискотекам. Лодзь — второй по величине город Польши. Он не перестраивался после войны и сохранил большинство своих исторических мест. Расположен он в 130 км от Варшавы (1час 40мин на поезде). Жить волонтеры будут в студенческом хостеле, в комнатах на два — три человека. В любое время можно посещать спортивный зал или смотреть телевизор. Трехразовое питание обеспечивается.

Бельгия
А хотите поехать в Бельгию? Может быть, у вас возникнет такое желание, когда вы узнаете, что именно в Бельгии, деревушке Марсинн проводится ежегодный международный фестиваль традиционной и фольклорной музыки. От волонтеров ожидается помощь в сооружении плацдарма для фестиваля и организации различных развлекательных мероприятий для его участников.

Было бы очень мило с вашей стороны захватить с собой музыкальный инструмент (желательно размером поменьше пианино) и поразить своими талантами товарищей по проекту. Желательно также иметь в распоряжении оригинальные рецепты национальной кухни.

Марсинн находится где-то между Льежем и Намюром. Для вас будут организовываться экскурсии по Бельгии.

Мексика
Надоела вам старушка Европа? Экзотики захотелось? Тогда поезжайте в Мексику, спасать морских черепах. Дело в том, что морские черепахи играли очень важную роль экономическом развитии районов побережья. И доигрались. Активное участие в экономической жизни страны привело их на грань вымирания. Теперь страна изменила свою стратегическую политику в отношении черепах. Оказывается, их необходимо срочно защищать и для этого требуется помощь волонтеров. Волонтеры будут принимать участие в ночных патрулях на побережье и в охранных мероприятиях, которые заключаются в обнаружении черепашьих гнезд, уходе за гнездами в инкубационных корралях, заботе о маленьких черепашках и выпускании их на волю в океан. Сами волонтеры будут жить не в корралях, а в коттеджах, расположенных на берегу.

Япония
Ну, а уж если экзотика стала стилем вашей жизни, не податься ли вам в Японию? Здесь, неподалеку от Хиросимы, местное сообщество организует общественный центр, где люди могут встречаться, работать вместе и наслаждаться близостью к природе. Они создали Школу Чувства Прекрасного, которая проводит уникальные программы для детей и взрослых. У школы есть собственный огромный лес и подсобное хозяйство, поэтому неудивительно, что им постоянно требуется множество рук, чтобы поддерживать все это в нормальном состоянии. От волонтеров требуется помощь по организации проектов для местного населения, по привлечению его к деятельности Школы. У вас будет возможность вести различные курсы, например языковые или кулинарные, организовывать маленькие фестивали для учеников Школы. В качестве смены деятельности можно будет поработать в окрестных лесах.

Для проживания предоставляются отдельные комнаты. Готовить пищу волонтеры будут группами, по очереди (вегетарианство приветствуется).

Для участия в этом проекте от вас требуется заинтересованность в общественной жизни, некоторые организационные способности и общее позитивное отношение к жизни.

Профессионально о путешествиях